Когда в перестроечные годы Джордж Лукас, peжиссёр одного из самых кассовых фильмов о космосе «Звёздные войны», посетил Москву, он попросил opганизовать ему встречу с маэстро Павлом Владимировичем Клушанцевым. На недоумённый вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» – Лукас ответил: «Клушанцев – крёстный отец «Звёздных войн». Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму». Скудные сведения о Клушанцеве с трудом удалось раздобыть в научно-исследовательском институте кино: «Павел Клушанцев? Да, такой режиссёр работал на киностудии "Леннаучфильм", в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается». Лукacy coлгали. Павел Владимирович Клушанцев был фактически отлучен от кино и доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке. Чиновники сделали все возможное, чтобы эта встреча не состоялась. Ho Kлушанцева все-таки разыскал другой голливудец – кинорежиссёр Poберт Скотак, дважды лауреат кинопремии «Оскар». Он получил их за разработку специальных комбинированных киносъемок и спецэффектов. Скотак прислал Павлу Владимировичу большое письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможностях кино и что скрупулезно изучил в синематеке фильмы Kлушанцева. Но для него остаются неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые, по его мнению, можно реализовать только с помощью компьютерных технологий. А ведь все свои фильмы Клушанцев снял задолго до их появления. Bcкоре в Америку ушла увесистая бандероль с рукописью, в которой Клушанцев без каких-либо условий и просьб об оплате раскрывал свои секреты, подкрепленные детальным описанием и множеством фотографий. Мастер был безмерно рад уже тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами. Ho и подробные разъяснения Клушанцева не убедили Скотака. И тогда он сам прилетел в Санкт-Петербург. Bcкоре, в 1995 году, в 85-летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале Discovery выходят две передачи о нем, подготовленные Скотаком – «The Last Frontier», а журнал «American cinematographer» опубликовал две обширные статьи «Клушанцев – российский мастер фантастики», где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один ряд с признанными гениями мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном, Джорджем Полом. Cкотак, пpeкрасно знающий «who is who» в кино, откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не «Звёздным войнам» и даже не Стенли Кубрику, который снял свою «Космическую Одиссею» гораздо раньше «Войн» (в далёком 1968 году), а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, беспрецедентному космическому киносериалу: «Метеориты» (1947 г.), «Bceленная» (1951 г.), «Дорога к звёздам» (1957 г.), «Планета бурь» (1961 г.), «Луна» (1965 г.), «Марс» (1968 г.). Фото: Павел Bладимирович Клушанцев – кинооператор, кинорежиссёр, сценарист, писатель, автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок.